Меню раздела
Горячие новости
|
24.12.24 Торжественная линейка, посвященная окончанию второй четверти
|
подробнее...
|
23.12.24 Областной новогодний праздник
|
подробнее...
|
21.12.24 Новогодний праздник
|
подробнее...
|
20.12.24 Я. Моя семья. Моя Родина
|
подробнее...
|
20.12.24 Классный час "Октябрятские дела. Традиции октябрят"
|
подробнее... |
Галоўная : БацькамБацькам
10 ЗАПОВЕДЕЙ МУДРЫМ РОДИТЕЛЯМ
«Наставь юношу при начале пути его:
он не уклонится от него, когда и состареет»
1. Не стесняются выражать любовь к своим детям. Многие проблемы взрослых детей зарождаются в детстве из-за того, что родители не знали, как выразить свою любовь к ним. Каждый день в той или иной форме давайте понять своему ребенку: «Мы тебя любим!» И даже находясь вне дома, ребенок всегда должен чувствовать, что родители о нем помнят.
2. Осознают уникальность и неповторимость своих детей. Каждый ребенок – это уникальное творение, начиная от количества волос на голове и заканчивая отпечатками пальцев. На земле нет и никогда не было двух совершенно одинаковых людей. Иными словами, у каждого из нас есть своя «изюминка». И родительский долг – найти такие способы воспитания, которые учитывали бы индивидуальные свойства ребенка.
3. Избегают поверхностного общения. Некоторые родители сводят все общение с детьми к «да», «нет», «не делай этого», «потому что я так сказал»… Разумеется, такие слова тоже нужны, и иной раз без них просто не обойтись. И все же, если мы хотим оказывать должное уважение нашим детям как разумным творениям, нам следует объяснять им, почему «да», а почему «нет». Разъяснения важны для детей даже тогда, когда взрослым кажется, что здесь нечего объяснять.
4. Всегда помнят о своих детях. Что у нас на языке, то и на уме. Следовательно, если мы редко говорим о детях в семье или с друзьями, это ясно свидетельствует о том, что они нам не так уж и интересны. Однако необходимо как можно чаще находить время для глубоких размышлений обо всем, что касается физического и душевного благополучия наших детей.
5. Заботятся о воспитании и образовании своих детей. Школа и учителя должны учить детей и укреплять в детях те убеждения и принципы, которых придерживаются родители. Вместе с тем, существуют знания, которые ребенок может приобрести только дома. Именно от родителей ребенок может узнать об правильных отношениях между членами семьи, узнать, насколько важны труд и правильный досуг, как решать денежные вопросы, приобрести полезные для жизни навыки и противостоять вредным привычкам. Словом, предметом домашнего образования и воспитания должно стать все, с чем дети столкнутся в дальнейшей жизни.
6. Следят за тем, как их дети используют СМИ. Нельзя допускать, чтобы телевизор или Интернет стали воспитателями детей. В современном обществе проблема эта весьма актуальна и серьезна. Если родители не будут ограничивать влияние электронных «пожирателей времени», их дети могут вырасти ленивыми и вялыми потребителями.
7. Наводят «мосты дружбы». Делайте все для того, чтобы ваши дети почаще общались с теми людьми, чей образ жизни может послужить для них примером для подражания. Чтобы навести такие «мосты дружбы», хвалите своих детей в присутствии родственников и знакомых. Когда дети знают, что о них хорошо говорят те, чье мнение им небезразлично, они будут стремиться расти в их глазах. Причастность к кругу уважаемых ими людей может стать для детей и подростков одним из важнейших источников уверенности в себе.
8. Вселяют в детей надежду. Большинство подростков – мечтатели. Они часто думают о будущем, и нередко родителям даже приходится возвращать их «с небес на землю». Но никогда не отнимайте у детей надежду. В беседах с юными «мечтателями» подсказывайте им, как можно достичь поставленных целей. Помогите детям заложить надежные основания для будущей счастливой жизни, в том числе – получить качественное образование и воспитание.
9. Приучают детей к дисциплине и порядку. Важная задача родителей – научить ребенка управлять своей волей и приучить его к дисциплине. Ибо если дети игнорируют наши замечания, в них развивается упрямство, и чтобы сломить его в дальнейшем вам придется быть жестокими, то есть причинить боль и ребенку, и себе. Поэтому любое ваше требование должно быть исполнено. Для этого оно должно быть продуманным и справедливым. Не стоит поощрять своеволия детей чрезмерной уступчивостью. Так как оно - источник страдания ребенка в будущем. Возможно, эти слова покажутся некоторым излишне суровыми. Однако в них заложено глубокое понимание смысла и значения дисциплины.
10. Растут вместе со своими детьми. Многие родители говорят о том, что на определенных этапах развития ребенка общение с ним доставляло им удовольствие, не возникало сложностей, а какие-то этапы были сложны. Но истинно мудрые родители растут и меняются вместе с ребенком, предоставляя ему столько заботы и свободы, сколько необходимо ему в тот или иной период развития. В каждом возрасте ребенок решает так называемые «задачи развития». И мудрые родители сопровождают его в этом, не пытаясь прожить жизнь ребенка вместо него и не вторгаясь в то жизненное пространство, на котором ребенок должен научиться сам решать задачи и удовлетворять свои потребности.
ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
1. Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда человек уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей.
2. Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами и т.п. Но когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги. Существуют веские свидетельства, что подобные эмоциональные колебания являются предвестниками смерти.
3. Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый разговор с человеком.
4. Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от суицидента. Вместо понимания человек добивается осуждения со стороны товарищей.
5. Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.
6. Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. Как показывает опыт, эта зловещая акция — прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.
7. Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К его слому может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться человеку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.
8. Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении человека должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремиться скрыть под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.
9. Угроза. Любое высказанное стремление уйти из жизни должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях нельзя допускать черствости, агрессивности к суициденту, которые только подтолкнут его к исполнению угрозы. Напротив, необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, консультацию у специалистов.
10. Активная предварительная подготовка: собирание отравляющих веществ и лекарств, оставление боевых патронов, рисунки с гробами и крестами, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни.
СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВЫХ СУИЦИДОВ
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом. Психологический смысл суицида чаще всего заключается в снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей оказывается человек.
Суицидальное поведение встречается чаще у подростков, чем в других возрастных группах. Это связано с рядом особенностей подросткового возраста.
ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СУИЦИДА
- Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых
- Резкое повышение общего ритма жизни
- Социально-экономическая дестабилизация
- Алкоголизм и наркомания среди родителей
- Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие
- Алкоголизм и наркомания среди подростков
- Неуверенность в завтрашнем дне
- Отсутствие морально-этических ценностей
- Потеря смысла жизни
- Низкая самооценка, трудности в самоопределении
- Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни
- Безответная влюбленность
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕПРЕССИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ:
- Сниженное настроение – от лёгкой грусти до полного отчаяния. Может наблюдаться печаль, тоска, апатия (безразличие, снижение активности), чувство душевной боли. Проявляется это в грустном выражении лица, частых глубоких вздохах, пессимистичных высказываниях.
- Нарушение сна (затрудненное засыпание, ночные или ранние пробуждения, чуткий, прерывистый сон, либо, очень глубокий)
- Повышенная утомляемость
- Повышенный уровень тревоги, беспокойства
- Возможно повышение агрессивных реакций – конфликтность. Раздражительность. Вспыльчивость
- Снижение иммунитета
- Снижение памяти, работоспособности. Нарушение внимания. Снижение умственных способностей.
- Погруженность в печальные переживания, сниженная самооценка, пессимистическое восприятие будущего.
ЧТО МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ ПОДРОСТКА ОТ СУИЦИДА:
- Установите заботливые взаимоотношения с ребенком
- Будьте внимательным слушателем
- Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации
- Помогите определить источник психического дискомфорта
- Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно
- Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы
- Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее
- Внимательно выслушайте подростка!
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЕСЛИ ОНИ ОБНАРУЖИЛИ ОПАСНОСТЬ?
- Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно.
- Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.
СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВЫХ СУИЦИДОВ
- Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
- Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
- Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.
- Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.
- Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.
Для этого:
- расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.
- придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!
- помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.
От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти жизнь.
Совет родителям прост и доступен: Любите своих детей, будьте искренни и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе.
ПАМЯТКА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ ДЕТЬМИ
Сознательно стать наркоманом вряд ли кому-нибудь хочется. Каждый вступивший на путь общения с наркотиками успокаивает себя тем, что с ним ничего страшного не случится. Вместе с тем, постоянно развивающиеся технологии привели к созданию синтетических наркотиков, при употреблении которых привыкание происходит практически сразу после первого приема. Здесь и таится главная и непоправимая ошибка, так как если подросток даже и захочет бросить пагубную привычку, то вряд ли в любой момент сможет самостоятельно это сделать. Существуют определенные признаки, которые указывают на то, что подросток может употреблять наркотические средства:
1. Безосновательное исчезновение из дома на достаточно длительное время. Полная потеря интереса к семейным делам. Отношения становятся более холодными, безразличными, недоверчивыми, закрытыми, чужими. Крайняя раздражительность и краткость (да, нет, нормально) ответов на вопросы.
2. Пропуски занятий в школе, снижение успеваемости в учебе, потеря интереса к учебе, труду, просмотру телепередач.
3. Возникновение долгов, исчезновение ценных вещей и денег из дома, кражи.
4. Исчезновение из дома или появление у подростка таких химических веществ, как уксус, питьевая сода, перманганат калия, йод, ацетон и другие растворители, флаконы с неизвестными жидкостями.
5. Нахождение у подростков шприцев, игл, резиновых жгутов, таблеток, пакетиков со странным содержимым: порошком, сушенными грибами, кусочков ваты с высохшим лекарством.
6. Появление в лексиконе подростков новых жаргонных слов: баян, машина - шприц, колеса - таблетки; драп, дурь, ширка - названия наркотических веществ и т.п.
7. Наличие у подростков следов от инъекций в любой части тела, особенно на предплечье.
8. Изменения в поведении: необоснованная агрессивность, злобность, замкнутость, изменение круга друзей, неряшливость, которые не были свойственными ранее.
9. Нарушение сна (бессонница или чрезвычайно продолжительный сон, сон днем, тяжелое пробуждение и засыпание, тяжелый сон).
10. Нарушение аппетита (резкое повышение аппетита или его отсутствие, изменение пищевых пристрастий, предпочтение сладких кондитерских изделий, постоянный отказ от жирной и мясной пищи, появление чрезвычайной жажды).
11. Колебания размера зрачков (зрачки резко расширены или сужены до булавочной головки) и цвета кожи (резко бледная, сероватая).
12. Частые возвращения домой в состоянии, напоминающем алкогольное опьянение при отсутствии запаха алкоголя, координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, стремление не попадаться на глаза и быстро лечь в постель.
13. Стремление избегать одежды с короткими рукавами даже в жаркую погоду.
14. Незнакомый странный запах от волос, кожи, выдыхаемого воздуха, одежды.
Наличие у подростков одного или нескольких из выше перечисленных признаков не дает оснований для утверждения того, что подросток употребляет наркотики, однако это должно побуждать родителей и близких подростка принять предупредительные меры.
Если Вы заметили указанные признаки в поведении Вашего ребенка, то в первую очередь:
1. Помните, что борьба со злом не приведет к успеху без ликвидации его корней. Не ищите причин несчастья только в самом подростке. Возможно, они кроются в структуре семейных взаимоотношений, школьной жизни и т.д. Даже если Вы уловили подозрительный запах или обнаружили на руке сына или дочери след от укола, это не означает, что ребенок неминуемо станет наркоманом. Часто подростка вынуждают принять наркотик под давлением. Постарайтесь с первых минут стать не врагом, от которого нужно скрываться и таиться, а союзником, который поможет справиться с бедой.
2. Не старайтесь собственными силами решить данную проблему. Незамедлительно обратитесь к квалифицированным специалистам: врачу-наркологу, психиатру-наркологу, психотерапевту, которыми будет оказана необходимая консультативная и лечебно-реабилитационная помощь. Убедите ребенка в необходимости помощи специалистов наркологической службы, которую можно получить анонимно.
3. Оказывайте поддержку. Подросток должен чувствовать: что бы с ним ни произошло, он может с Вами откровенно поговорить об этом. Как бы ни было трудно, очень важно, чтобы родители беседовали с детьми о последствиях потребления наркотических средств.
4. Поощряйте интересы и увлечения своего ребенка, которые должны стать альтернативой наркотику.
5. Не отмахивайтесь от ребенка, когда он хочет о чем-то Вам рассказать, не ссылайтесь на занятость, возможно, именно этот разговор с Вами поможет ему сделать важный нравственный выбор, а Ваш совет удержит его от совершения непростительной ошибки!
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПОДРОСТКОВ
1. В подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих родителей. Подростки, особенно девочки, обсуждают поведение, поступки, внешний вид мам и пап, учителей, знакомых. И постоянно сравнивают. В какой-то момент результат этого сопоставления скажется на ваших отношениях с сыном или дочерью. Он может быть для вас как приятным, так и неприятным. Так что, если не хотите ударить в грязь лицом, начинайте готовиться к этой оценке как можно раньше.
2. Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание. Чтобы его установить, вы должны проявлять инициативу и не таить обид. Не следует как идти на поводу у сиюминутных желаний ребенка, так и всегда противиться им. Но если вы не можете или не считаете нужным выполнить желание сына или дочери, нужно объяснить – почему. И вообще, больше разговаривайте со своими детьми, рассказывайте о своей работе, обсуждайте с ними их дела, игрушечные или учебные, знайте их интересы и заботы, друзей и учителей. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь и не бояться насмешки или пренебрежения. Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые достоинства. Стратегия родителей – сформировать у ребенка позицию уверенности: «все зависит от меня, во мне причина неудач или успехов. Я могу добиться многого и все изменить, если изменю себя». В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.
3. Удивляйте – запомнится! Тот, кто производит неожиданное и сильное впечатление, становится интересным и авторитетным. Что привлекает ребенка во взрослом? Сила – но не насилие. Знания – вспомните, например, извечные «почему?» у малышей. На какую их долю вы сумели понятно и полно ответить? Ум – именно в подростковом возрасте появляется возможность его оценить. Умения – папа умеет кататься на лыжах, чинить телевизор, водить машину... А мама рисует, готовит вкусные пирожки, рассказывает сказки... Внешний вид – его в большей мере ценят девочки. Жизнь родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие нравоучительные беседы. Немаловажное значение для подростков имеют и ваши доходы. Если вы в этой области конкурентоспособны, подумайте заранее, что вы можете положить на другую чашу весов, когда ваш подросший ребенок поставит вас перед этой проблемой.
4. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был крепким и здоровым? Тогда научитесь сами и научите его основам знаний о своем организме, о способах сохранения и укрепления здоровья. Это вовсе не означает, что вы должны освоить арсенал врача и назначение различных лекарств. Лекарства – это лишь «скорая помощь» в тех случаях, когда организм не справляется сам. Главное – научить организм справляться с нагрузками, прежде всего физическими, потому что они тренируют не только мышцы, но и все жизненно важные системы. Это труд немалый и регулярный. Конечно, физические и любые другие нагрузки должны соответствовать возрастным возможностям ребенка. Кстати, только физические упражнения, в том числе и на уроках физкультуры, могут смягчить вред от многочасового сидения за партой. Так что не спешите освобождать ребенка от физкультуры. Это не принесет ему даже временного облегчения в напряженной школьной жизни. Даже если у него есть хроническое заболевание (и тем более!), ему необходимо заниматься физкультурой, только по специальной программе. И совершенно необходимо, чтобы ребенок понимал: счастья без здоровья не бывает.
5. Сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми? По данным социологических опросов, большинство взрослых в среднем посвящают детям не более 1,5 часа в неделю! И как сюда втиснуть разговоры по душам, походы в театр и на природу, чтение книг и другие общие дела? Конечно, это не вина, а беда большинства родителей, которые вынуждены проводить на работе весь день, чтобы наполнить бюджет семьи. Но дети не должны быть предоставлены сами себе. Хорошо, если есть бабушки и дедушки, способные взять на себя часть проблем воспитания. А если их нет? Обязательно подумайте, чем будет заниматься ваш ребенок в часы, свободные от учебы и приготовления уроков. Спортивные секции не просто займут время, а помогут укрепить здоровье и разовьют двигательные навыки и умения. В доме детского творчества можно научиться шить, строить самолеты, писать стихи. Пусть у ребенка будет свобода выбора занятия, но он должен твердо знать: времени на безделье и скуку у него нет.
6. Берегите здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с ним заниматься спортом, выезжать на отдых, ходить в походы. Какой восторг испытывает ребенок от обычной сосиски, зажаренной на костре, от раскрошившегося кусочка черного хлеба, который нашелся в пакете после возвращения из леса, где вы вместе собирали грибы. А день, проведенный в гараже вместе с отцом за ремонтом автомобиля, покажется мальчишке праздником более важным, чем катание в парке на самом «крутом» аттракционе. Только не пропустите момент, пока это ребенку интересно. То же самое касается и привычки к домашним делам. Маленькому интересно самому мыть посуду, чистить картошку, печь с мамой пирог. И это тоже возможность разговаривать, рассказывать, слушать. Пропустили этот момент – «уберегли» ребенка, чтобы не пачкал руки, всё – помощника лишились навсегда.
7. Желание взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые темы приучает их к мысли, что эти темы запретны. Уклончивая или искаженная информация вызывает у детей необоснованную тревогу. И в то же время не надо давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают, с которой пока не могут справиться эмоционально, которую не готовы осмыслить. Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на вопросы детей. Так что и самим родителям надо всесторонне развиваться – не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, чтобы быть для детей примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
8. Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем, как психологических (даже если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход из жизни, – это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и материальных (это учит находить выход). Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности. Роль взрослого человека состоит прежде всего в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать от нее. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь. Никогда не лгите ребенку, даже если это продиктовано лучшими убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучии. Дети каким-то неведомым образом чувствуют ложь в любой форме. А тому, кто обманул раз-другой, доверия ждать уже не приходится.
9. Если вы уже успели наделать ошибок в воспитании, вам будет труднее, чем в начале пути. Но если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ к его душе и достигнете хороших результатов. Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других.
10. Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или дочери в каких-либо важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и ребенку. И постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать его долго и трудно.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЮ ОТ РЕБЕНКА
- Любите меня и не забывайте выражать свою любовь (взглядом, улыбкой, прикосновением). Любите меня просто за то, что я есть, и я стану еще лучше.
- Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне, особенно это касается ваших родительских требований. Я должен знать границы дозволенного.
- Не сравнивайте меня с другими. Я имею право быть другим и я единственный такой на всей земле.
- Я очень вас люблю и всегда хочу быть любимым вами. Поэтому не огорчайтесь, когда я раздражаюсь и злюсь на вас, когда капризничаю или кричу. Это пройдет. Мои чувства, как ваши, не вечны. Возможно, я хочу, чтобы вы дольше обращали на меня внимания.
- Никогда не обзывайте меня. Это больно ранит меня, тогда рушатся все мои надежды и я не верю в себя.
- Не бейте и не унижайте меня. Я вырасту и буду мстить всему миру, наказывая себя и своих детей и делая вас несчастными.
- Дайте мне право на ошибку и не заставляйте меня считать, что мои ошибки – преступления. Все люди могут ошибаться. Никто не совершенен.
- Найдите время и выслушайте меня. Иногда мне хочется рассказать о себе и моих проблемах.
- Не вызывайте у меня чувство вины и не говорите: «Из-за тебя в моей жизни ничего не складывается!». Ведь я не отвечаю за проблемы взрослых.
- Помните, что я многому учусь у вас и хочу быть похожим на вас.
- Будьте готовы воспринимать меня как личность, отдельную от вас и не похожую на вас.
- Предъявляйте требования, которые соответствуют моему возрасту.
- Не делайте мне замечаний в присутствии других людей.
- Заботьтесь обо мне.
- Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
- Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
- Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства, иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
- Не забывайте то, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
- Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что меня больше учит не критика, а примеры для подражания.
- И кроме того, помните, что я вас люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью.
Как помочь ребенку в учебных делах
- Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенку: бытовые – хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная бытовая обстановка, уютное и удобное место для занятий; эмоциональные – проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи; культурные – обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, кассетами.
- Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т.п.
- Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи.
- Делитесь знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспели, обогащайте их.
- Помните, что не только оценка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясните детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.
- Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей. Используйте позитивный опыт Ваших родителей, знакомых.
В СЕМЬЕ РАЗВОД, ЧТО ИСПЫТЫВАЮТ ДЕТИ?
Страх. Дело в том, что в переживаниях ребёнка решение родителей расстаться означает не развод родителей друг с другом, а развод одного из них со МНОЙ. Страхи одолевают ребёнка не только из-за потери (чаще всего) отца, но и из-за боязни потерять и мать. Ведь родитель объясняет развод примерно так: «Мы много ссорились в последнее время и поэтому разводимся». А какой ребёнок не ссорится с матерью, особенно в послеразводное время? Тогда он начинает думать, что мама разведётся с ним тоже, ведь с папой она уже развелась. Многие дети начинают «цепляться за мамину юбку». За этим скрывается неумелая попытка преодолеть свой страх, быть ближе, чтобы вновь восстановить доверие, которое так пострадало из-за развода («Любите ли вы меня или я стал вам безразличен?»). Чем помочь? Беседуя с ребёнком о разводе, непременно подчеркните, что партнёры по браку могут разойтись, но расстаться с детьми родители не могут. Дайте детям чётко понять и усвоить, что вы всегда останетесь их родителем и будете о них заботиться. Если вы уходите из семьи, но сохраняете за собой право навещать своего ребёнка, вы должны постараться убедить ребёнка, что, хотя вы не будете жить вместе, вы все равно его любите, что он всегда будет частью вашей жизни. Однако не давайте таких заверений и обещаний, если не намерены выполнять их в полной мере. Если родитель бросил своего ребёнка вообще или не хочет встречаться и поддерживать с ним отношения, объясните ребёнку, что причина такого решения кроется не в ребёнке. Старайтесь укрепить в вашем ребёнке чувство собственного достоинства и убедить его, что он вам нужен и дорог.
Злость. Ребёнок может злиться на обоих родителей за то, что они не сохранили семью. Он может злиться на самого себя за то, что его непослушание привело к разрыву между папой и мамой или за то, что он не предпринял ничего, чтобы родители не расстались. Ребёнку бывает трудно преодолеть или выразить эту злость. Он может опасаться, что если проявит эту злость в отношении родителя, покинувшего семью, то может быть окончательно отвергнут и лишен возможности посещать этого родителя. Он также может думать, что если будет слишком усердствовать в выражении своей злости по отношению к родителю, с которым он остался, то может быть отвергнут и этим родителем. Он может опасаться накала своей злости, бояться, что если даже частица его злости выплеснется наружу, это чувство может стать неуправляемым. Иногда такая злость может выплеснуться на школьных друзей и учителей или проявиться в вызывающем поведении. Чем помочь? В период развода особенно важно дать ребёнку возможность оставаться в тесном контакте с обоими родителями. Не принуждайте его выбирать одного из вас и не старайтесь ему внушить, что если он будет хорошо относиться к вашему бывшему супругу, это будет предательством по отношению к вам. Большинство детей хочет стабильных, тесных отношений с обоими родителями и любит обоих родителей, несмотря на их недостатки и ошибки. Самое лучшее, что вы можете сделать для своего ребёнка, - это признать его право питать особые чувства к вашему бывшему партнёру по браку, чувства, которые не обязательно должны совпадать с вашими. Заверяя своих детей в том, что они вам дороги и что вы их не покинете, одновременно дайте понять, что вы не позволите им распоясаться и пренебрегать правилами поведения.
Вина. Детям иногда кажется, что развод произошёл по их вине. Ребёнок может думать, что его непослушание вынудило папу уйти из дома или что мама и папа разошлись потому, что очень много спорили о его плохом поведении. Вера в то, что все это послужило причиной печального события, отражает детское ощущение собственной важности. Чем помочь? Ставя ребёнка в известность о предстоящем разрыве или разводе, объясните ему, что он совершенно ни причём, что он не сделал ничего, чтобы это произошло, не мог ничего сделать, чтобы предотвратить развод, и не может воссоединить разводящихся родителей. Развод – это решение, которое принимают взрослые, а не дети.
Печаль. Это состояние естественно при такой беде. Печаль может сочетаться и низкой самооценкой. Ребёнок может думать, что он – никчемное, скверное существо и не способен сделать что-то стоящее. Ребёнок может хандрить, утратить всякий интерес к школе, друзьям или к тому, что прежде доставляло ему удовольствие. Иногда эти настроения принимают форму неистовойсверхактивности, как будто он торопится убежать от грустных мыслей. Чем помочь? В разговоре со своим ребёнком о разводе скажите ему, что процесс этот – весьма болезненный и трудный, н что вы его сможете преодолеть. Ребёнку надо дать возможность пережить свою печаль, а чтобы он мог печалиться, печалиться надо вместе с ним.
Все эти чувства - абсолютно нормальны и просто необходимы, в большинстве случаев – это здоровые реакции на вдруг пошатнувшийся мир.
Не думайте, что для разрешения всех проблем будет достаточно одного разговора. Объясняя причины развода своему ребёнку, следите за тем, чтобы ваш язык был понятен и доходчив, чтобы объяснения, которые вы даете детям, соответствовали их возрасту. Помните о том, что по мере взросления детям потребуется иной уровень информации. Убедитесь в том, что ребёнок понимает то, что вы ему объясняете. Время от времени дети испытывают необходимость возвращаться к этой теме. Они могут задавать разные вопросы или спрашивать одно и то же бесчисленное количество раз. Они не хотят быть надоедливыми, они просто беспомощно барахтаются в попытках справиться с драматическим переворотом в их жизни, и им требуется время, чтобы все обдумать. Важно помнить, что развод – это процесс в жизни семьи, а не какой-то отдельный эпизод. Невозможно вообще предвидеть все ситуации развода. Однако если после развода прошло около года и больше, и ваше эмоциональное состояние или состояние ребёнка меняется от возбуждения к унынию, вы испытываете трудности с дисциплиной ребёнка, вы не можете найти выход из сложившейся ситуации, обратитесь за профессиональной помощью.
Родители, помните!
- Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
- Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
- Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
- Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
- Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
- Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
- Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
- Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
- Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
- Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
- Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
|
Местное время
Выбор языка
Новости министерства образования
24.12.24 Новогодний бал во Дворце Независимости Президент Беларуси Александр Лукашенко 24 декабря принимает участие в проведении новогоднего бала Подробнее...
23.12.24 Андрей Иванец: «Сохранение исторической памяти – конституционная обязанность каждого гражданина нашей страны» Сохранение исторической памяти – конституционная обязанность каждого гражданина нашей страны. Об этом сегодня заявил Министр образования Андрей Иванец в общении с журналистами по итогам заседания Комиссии по научно-методическому обеспечению исторической политики. Символично оно состоялось в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны. Участники встречи здесь обсудили новое учебное пособие по «Истории Беларуси в контексте всемирной истории» для 11-х классов Подробнее...
20.12.24 Министр образования с подарками приехал в детский дом № 5 Министр образования Андрей Иванец поздравил педагогов и воспитанников детского дома № 5 с наступающими праздниками Подробнее...
18.12.24 Биология стала самым популярным предметом первого этапа дистанционных учебных смен школы олимпиадного движения Биология стала самым популярным предметом первого этапа дистанционных учебных смен школы олимпиадного движения. Об этом рассказала консультант управления общего среднего образования Министерства образования Анжела Кудоярова Подробнее...
Счетчик посещений
Погода
|